newlogo
Поиск
Close this search box.

Проект «СВОИ»  Мельникова Татьяна Васильевна « Воспоминая об отце — Тищенко Василии Петровиче» Верх-Чебула

Проект «СВОИ»

  Мельникова Татьяна Васильевна

« Воспоминая об отце — Тищенко Василии Петровиче»

В преддверии такой замечательной даты, как 80-летие  победы в  Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, я хочу рассказать о своём отце — Тищенко Василии Петровиче.

Мой отец Тищенко Василий Петрович родился 12 июля 1923 года в таёжной деревне Чебулинского района — Междуреченке, в многодетной семье. Будучи самым старшим из 11 -ти детей, он рано познал сельский труд в колхозе «Расцвет тайги». С одиннадцати лет он уже по настоящему работал со взрослыми на весеннем севе, косил травы на конной косилке, в период уборки урожая жал хлеба на лобогрейке. Хотел он этого или нет, но ещё подростком отец готовил себя к самостоятельности, взрослел, мужал и набирался сил.

Правление колхоза видело, что парень год от года становится серьезным и сообразительным и поставило его сначала учетчиком, а затем и счетоводом. Проживая в таёжной деревне, юноша познал её красоту, увлёкся охотой, много ходил по тайге, научился метко стрелять, что потом ох, как пригодилось!

Так бы и трудился молодой счетовод, любовался бы красотой родного края и, будучи единственным гармонистом в деревне, веселил бы молодёжь, но страшная, недобрая весть дошла и до таёжной Междуреченки — 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну.

В ноябре 1941 года 18-летнего Василия Тищенко призвали в ряды Красной Армии. С того самого времени и началась военная служба отца. Сначала попал в Томск, где формировался его стрелковый полк, в который он был зачислен в роту 82-миллиметровых минометов. Пройдя краткосрочное обучение, эшелон с молодыми новобранцами отправили на фронт. Не доехав десятки километров до передовой, уже были видны спалённые и разрушенные города и сёла, перепаханные снарядами поля, доносились глухие раскаты артиллерийской стрельбы и взрывы снарядов. Под городом Ельцом эшелон разгрузился в поле, и началась спешная подготовка к отправке на линию фронта. Здесь, ещё не соприкасаясь с врагом, молодые воины впервые испытали на себе войну. При разгрузке из эшелона большая группа немецких самолетов начала бомбить и обстреливать. Горели вагоны, появились убитые, стонали раненые, но разгрузка продолжалась. Это было первым боевым крещением молодых воинов.

На фронте в 1942 году, когда немецкая армия потерпела крупное поражение под Москвой и в ряде других мест, наступило относительное затишье. Обе стороны готовились к новым сражениям. Враг был силен, и на отдельных участках имел ощутимый перевес в технике и живой силе, поэтому представлял серьезную угрозу.

 

28 июня 1942 года 1043-ый стрелковый полк, в котором служил солдат Тищенко, находился в обороне. Немецкие войска перешли в наступление со стороны Курска в направлении на Воронеж и на соседнем участке прорвали нашу оборону на стыке 13-ой и 40-ой армий Брянского фронта. За короткое время им удалось продвинуться на 40 километров вперед. Не только полк, а вся дивизия оказалась в окружении. Управление армиями было нарушено… Как показали события, танковые корпуса при отражении наступления вводились командованием фронта в бой по частям, притом не столько для решения активных задач по уничтожению противника, сколько для закрытия прорывов в обороне наших общевойсковых армий. Должного управления танковыми корпусами штаб фронта не организовал…

Утром, 30 июня 1942 года противник силами 6-ой армии нанес удар из района Волчанска по соединениям правого крыла Юго-Западного фронта, он прорвал нашу оборону и, пройдя 80 километров, вышел в район Старого Оскола, Волоконовки. Часть соединений Брянского фронта была окружена.

В окружении почти всех перебили -рассказывал отец. Перемешались все полки, многие потеряли оружие. С тяжелыми боями пришлось прорываться к своим. Выходили ночами, отбивались от засад… Сражаясь с наземными войсками вели бой с самолетами.

Некоторые фашистские стервятники настолько обнаглели и опускались так низко, что прижимали солдат к земле. Один такой немецкий «ас» несколько раз делал заходы над полком, поливая его градом свинца. Летчик, сдвинув над собой капот, пролетая, нагло улыбался. Но недолго… наши пулеметчики при следующем заходе сбили самолет.

Шли тяжелые бои с пехотой и танками противника, нарывались на засады, теряли людей, но стремились выйти из окружения. Все были полны решимости погибнуть в смертельной борьбе, но не сдаться в плен.

И решающий бой произошел! При прорыве обороны немцев с тыла! Здесь та и другая стороны стреляли буквально в упор, сходились даже в рукопашной схватке.

Мало минометчиков вышло из окружения, но и те, которые вернулись, были без своего оружия. Тогда Василий Тищенко был зачислен в стрелковую роту, где в последующих боях получил первое ранение.

После излечения был направлен в Одесское пехотное училище, которое в то время находилось в Казахстане. Некогда было долго учиться, и в 1943 году с погонами младшего лейтенанта молодой офицер Тищенко Василий был направлен на 4-ый Украинский фронт командиром минометного взвода 82- миллиметровых минометов. На одном из участков этого фронта пришлось освобождать Крым. Жаркие бои были после того, как наши войска форсировали Сиваш. Фашисты хотели сбросить наши войска с занятого плацдарма, загнать советских воинов в «гнилое море» (так солдаты называли залив Сиваш) и в его топях уничтожить. Но нашим армейским частям удалось закрепиться и удержать отвоёванную территорию Крыма, а затем прорвать линию обороны противника и развить наступление по освобождению полуострова. Помню, отец говорил, что враг не выдержал и так бежал через весь Крым, что бойцы не успевали его преследовать. Зато противника вдогонку расстреливали наши танковые части.

В 1943 молодой офицер Тищенко В. П.  сдружился с латышом по фамилии Скасс, с которым он прошел до конца войны. Шли плечом к плечу русский и латыш. Делились друг с другом куском хлеба, патронами, новостями из далёкого тыла.

Фронтовая дружба этих двух солдат продлилась до самой их смерти.   После войны письмо  отцу пришло с Вильнюса, в 1982 году. В письме  друг рассказывал что он женат, что у него 3 детей, два сына и дочь. Что живет в городе Вильнюсе. Они всю свою жизнь переписывались, поздравляли друг друга с  праздниками, обменивались фотографиями. Письма приходили из Вильнюса (Литва). К сожалению, при переезде в 2005 году письма были утеряны, на которых был написан точный адрес и фамилия друга, но, к счастью, сохранилось фото, на котором изображен Тищенко В. П.  с фронтовым другом.

Тяжелые бои были, друзья вместе штурмовали Сапун-горы и освобождали  Севастополь, где наша армия удерживала оборону 250 дней. Там, где наступала дивизия, в которой служил мой отец, сейчас стоит диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Большими были наши потери, но враг частью был уничтожен, а остальные, прижатые на мысе Херсонес, сдались в плен. Когда немцы поднялись с белыми флажками, вспоминал отец, так их было больше, чем нас…

Всё побережье было забито немецкой военной техникой, стянутой со всего Крыма. Много было взято в плен немецких солдат и офицеров.

За умелое командование и героизм, проявленные в боях за освобождение Крыма, командиру взвода Василию Тищенко было присвоено очередное звание лейтенанта. Так же он был награждён орденом Красной Звезды, а дивизия, где служил отец, стала именоваться Сивашской.

Но не до отдыха было только что вышедшей из жестоких боёв дивизии. Вскоре она была переброшена для освобождения Прибалтийских республик, где вошла в состав Первого прибалтийского, а затем 3-го Белорусского фронтов. И здесь враг яростно сопротивлялся. Кое-где переходил в контратаки и даже имел кратковременный успех, нашим войскам приходилось ненадолго оставлять занятые позиции, но затем врага теснили на Запад.      Удержать рвавшиеся в бой наши воинские части немецкое командование было уже не в силах.

 

В конце октября 1944 года, освободив Литву от немецкой оккупации, наши части вышли на границу с Восточной Пруссией. В декабре 1944 года отца приняли кандидатом в члены партии.

Под Кенигсбергом (ныне Калининград) шли упорные бои. Немецкие войска переходили в контрнаступление, завязались танковые бои, минометчики вели заградительный огонь, чтобы остановить вражескую пехоту. В это время разорвался немецкий снаряд на нашей огневой позиции и командир взвода Василий Тищенко получил второе ранение. Снова полевой госпиталь. Вскоре ему было присвоено очередное воинское звание старшего лейтенанта. За освобождение Кенигсберга отец был награжден медалью «За взятие Кенигсберга» 10 апреля 1945 года. Также награжден орденом Отечественной войны 1-ой степени.

Здесь 216-ая Сивашская орденов Суворова и Кутузова стрелковая дивизия закончила войну и была оставлена нести в городе гарнизонную службу, наводить нужный порядок. После выполнения необходимой задачи в городе перед дивизией, куда возвратился по выздоровлении старший лейтенант Тищенко, была поставлена ещё одна нелегкая задача — нужно было из Прибалтики через северную часть Польши войти в белорусские леса, прочесать их и очистить от остатков скрывшихся преступников и пособников гитлеровцев, бывших полицейских и других бандитов.

 

 

 

 

 

 

 

Дата обновления страницы: 14.04.2025

Свежие комментарии