Сегодня вашему вниманию — «крынка». Сложно представить типичный пейзаж русского села XIX века без глиняных горшков и кувшинов, которые вешали для сушки на колья забора. В русских деревнях глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока, чаще всего называли одним словом «крынка».
На Руси глиняная посуда издавна считалась символом деревенской жизни. Блюда преимущественно готовили в печи, и горшки из глины подходили для этого лучше всего. Эту же посуду использовали и для хранения молока, сметаны и других натуральных продуктов. Назывались же такие горшки и кувшины из глины очень просто — крынка.
На самом же деле, крынка — это глиняный сосуд с широким краем, более узким горлом, имеющий шарообразную форму в нижней части. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части. Внешне же такая посуда больше напоминает обычный кувшин, но без ручки и без крышки. Высота крынки составляет около 20 см, диаметр в самой широкой части не превышает 13 см.
Кринки были объёмом 1—2 литра. Они выполнялись без рисунка с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Высота была в основном 18—20 см, диаметр 12—13 см. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна проходить для того, чтобы помыть кринку внутри.
Кринка служила хорошим местом для хранения молока, как парного, так и холодного. Ввиду того, этот сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко, как будто бы дышало (молоко просачивалось через стенки и испарялось с наружной части, понижая температуру молока) и поэтому сохранялось лучше.
Кринку ставили на стол, в кринке молоко хранили, в кринке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху образовывалась темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок.
При хранении молока сливки отстаивались в узкой части кринки и, за счет сужения, они становилась более густыми, плотными, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло.