newlogo
Поиск
Close this search box.

Таштыкская культура

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II-VI века н. э.). Территория распространения и особенности погребального обряда позволяют говорить о связи таштыкской культуры с предшествующей тагарской культурой. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим.

Обряд погребения.

1. Захоронения в грунтовых могилах. (I-III вв. н.э.)

В могилах производили захоронения кремированных на стороне или мумифицированных покойников. В яме устанавливался сруб, дно покрывали берестой. Известны случаи сочетания в могилах мумий и кукол (о куклах подробнее ниже). Инвентарь в могилах небогатый. Все вещи, которые клали умершему в могилу являлись символами, то есть не использовались в повседневной жизни. Здесь нет орудий труда, оружия. Но есть украшения, предметы искусства. Обязательно в могиле присутствуют сосуды с пищей или питьем.

2. Захоронения в склепах (III-VI вв. н.э.)

После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в меховые мешочки, которые помещались в набитые травой куклы из шкур. Сохранились могильники с подобными куклами. На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска. Иногда маски имеют форму бюста. Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна.

Курганы-склепы имеют вид каменно-земляных насыпей диаметром 10—20 м, высотой 0,4—1,5 м, с западинами в центре. По периметру котлована в некоторых случаях сооружали ограду из камня. Стены либо облицовывались каменными плитами и деревом, вдоль стенок укладывали полати из плах. Всю конструкцию перекрывали брёвнами, берестой и камнем. Склепы после окончания в них захоронения поджигали. Хоронили преимущественно кремированные кости умерших помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения. Вместилищами для пепла служили матерчатые мешочки, сумочки из травы, коробки из бересты, деревянные ящички и внутренняя полость масок-бюстов. Число погребенных в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более остатков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно. На окраинах таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками. Они служили местом отправления жертвенных тризн по умершим родственникам. Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины.

Антропологический тип. Представители культуры имели смешанный антропологический тип, о чём свидетельствуют погребальные маски. Среди них встречаются как европеоиды, далекие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Южной Сибири в последние века до н.э. В склепах знати у погребенных в большей степени выражена монголоидность, нежели в рядовых захоронениях, где долго преобладали европеоидные черты тагарского населения.
По мнению ученых, антропологический тип таштыкцев соответствует современной уральской расе, и является исходным для ряда современных этнических групп Саяно-Алтая, в том числе и для части хакасов.

Также смотрите:

http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-1999.htm
http://kronk.spb.ru/library/tepsey-1979.09.htm
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-1992.htm (Важно!)
http://kronk.spb.ru/library/pankova-sv-2011a.htm (Важно! Таштыкское искусство. Как выглядели таштыкские люди)

Территория распространения таштыкской культуры: Минусинская котловина (правый и левый берега среднего течения реки Енисей), Ачинско-Мариинская лесостепь (расположена северо-западнее Минусинской котловины, там мною проводились раскопки).Хакасия (Минусинская котловина) является основной территорией распространения таштыкской культуры. Ачинско-Мариинская лесостепь – северо-западная периферия.

Большинство исследованных склепов таштыкской культуры раскопаны в Хакасии . ПервыераскопкипроводилисьвконцеXIXвека (А.В. Адрианов, 1883 г.). Всего в настоящее время на территории Хакасии исследованооколо80 склепов. Основные исследователи: С.В. Киселев, Л.Р. Кызласов, М.П. Грязнов, Э.Б. Вадецкая, В.П. Левашева.

Еще около 20 склепов исследовано в Ачинско-Мариинской лесостепи. Здесь исследования проводили: Г.С. Мартынова, А.М. Кулемзин, П.В. Герман.

НаиболееизвестныеташтыкскиесклепырасположенывХакасии: СырскийЧаа-Тас, ИзыхскийЧаа-Тас (раскопкиЛ.Р. Кызласова), УйбатскийЧаа-Тас (раскопкиС.В. Киселева), Тепсей (раскопкиМ.П. Грязнова), ТашебинскийЧаа-Тас (раскопкиЕ.Д. Паульса), Краснаягрива (раскопкиЭ.Б. Вадецкой).

Но! Самый крупный таштыкский могильник был исследован в Кемеровской области в Чебулинском районе около села Михайловка (напротив Шестаково). Исследования проводились с 1959 по 1968 гг. археологической экспедицией КГПИ под руководством А.И. и Г.С. Мартыновых. Всего было раскопано 15 курганов.

Памятники таштыкской культуры Хакасии и Ачинско-Мариинской лесостепи очень похожи. Их основное отличие заключается в разных формах керамической посуды.

Еще одно важное отличие памятников Хакасии в их хорошей сохранности. Песчаная почва Хакасии оказалась менее вредной для гипсовых масок, деревянных конструкций и изделий, кожи и ткани, чем глиняная почваАчинско-Мариинской лесостепи. Поэтому в Хакасии найдены самые интересные находки из гипса (маски) и органического материала (деревянные статуэтки, мешочки из кожи и ткани). В таштыкском грунтовом могильнике на горе Оглахты (Хакасия) А.В. Адриановым, а затем Л.Р. Кызласовым, были исследованы мумии и куклы (подробнее: http://kronk.spb.ru/library/kyzlasov-pankova-2004.htm). Такая сохранность стала возможной благодаря сухой песчаной почве Хакасии.

МАСКИ

Коротко: Традиция изготовления гипсовых масок появляется в Хакасии приблизительно в Iв. до н.э. на заключительном этапе тагарской культуры. Изначально черепа мумий моделировали глиной и раскрашивали, позднее появляются глиняные головы покрытые слоем гипса. Затем, уже в таштыкской культуре, изготовляли гипсовые маски и бюсты.

Гипсовые маски лепили не на голове умершего, а на круглой форме из ткани. Это доказано! Гипсовая маска покрывала голову куклы из ткани. По своему размеру кукла соответствовала росту человека, в ее животе или голове были зашиты сожженные кости покойника. И на голове была маска. Другой вариант – гипсовые бюсты – они не связаны с куклами. Внутри бюста находилась емкость с костями умершего. Все маски индивидуальны и, вероятно, передают образ умершего.

Хорошо сохранившиеся маски найдены в Хакасии. В других культурах Южной Сибири гипсовые маски неизвестны.

Подробнее о масках:

http://vk.com/album58401559_159185878 (Важно! Фото масок из памятников Хакасии)
— приложение к письму: Vadetskaya-DrevnieMaski.pdf(Важно!Много фотографий и рисунков)
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-2005.htm
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-1985.htm
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-1986a.htm
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-1990.htm(Важно!)
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-1998.htm
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-2001.htm
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-2004a.htm (Важно!Технология изготовления)
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-2005b.htm (Важно! Семантика)
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-2007.htm
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-gavrilenko-2003.htm (Важно! Технологияизготовления)
http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-protasov-2003.htm (Важно!Происхождение)

 

РИСУНКИ

Дата обновления страницы: 24.07.2018

Свежие комментарии